Опыт работы «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

07.04.2023

                                                                                 Заведующий МКДОУ

                          «Детский сад с. Башлыкент»

             Арсланбекова П.З.

         

Опыт работы 

 учителя-логопеда Омаровой Г. З.

МКДОУ «Детский сад

с. Башлыкент»

    «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

                                         

Опыт работы «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

I. Описание опыта.

1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности всех сторон речей - лексической, грамматической и фонетической. Эти дети составляют основную группу по неуспеваемости.

Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.

В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы, но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Применение нетрадиционных методов позволит активизировать познавательную деятельность дошкольников, развить восприятие, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

На фоне комплексной логопедической помощи воздействие на различные анализаторные системы организма, с помощью нетрадиционных приёмов коррекционного воздействия оптимизируется процесс коррекции речи детей и происходит оздоровление всего организма ребёнка. Поэтому проблема сочетанного, дозированного и дифференцированного использования традиционных и нетрадиционных методов логопедической коррекционной помощи актуальна.

На этом и основан опыт моей педагогической деятельности по теме «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

1.2. Ведущая педагогическая идея

Нетрадиционных методов коррекционного воздействия известно очень много, но трудно найти конкретные комплексы, в которых оптимально сочетаются традиционные и альтернативные методы на определенном этапе коррекции речи (игры и упражнения, разработанные на основе сочетания различных способов воздействия на организм ребёнка).

В практической деятельности мною выявлены следующие противоречия:

- между традиционным логопедическим процессом и наличием у детей очень стойких и трудноустранимых сопутствующих нарушений;

- между необходимостью оптимизации процесса коррекции речи и не всегда имеющимися возможностями добиться этого традиционными логопедическими методами;

- между увеличением количества детей, имеющих сочетанные нарушения, отягощенные неврологической симптоматикой и отсутствием в педагогической литературе комплексов, в которых оптимально сочетаются различные традиционные и нетрадиционные методы воздействия на определенном этапе коррекционной работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

Исходя из противоречий, была определена ведущая педагогическая идея опыта, которая заключается во внедрении в коррекционно-образовательный процесс нетрадиционных технологий.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

Требования ФГОС ДО.

теоретические основы психологического развития дошкольников;

изучение методической литературы и опыта коллег;

апробирование новых методов и приёмов работы.

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и альтернативных (нетрадиционных) методов коррекционного воздействия с использованием авторских игровых упражнений и различных комбинаций известных методов, способствующих нормализации произносительной стороны речи, коррекции вторичных нарушений и оптимизации процесса коррекции речи в целом.

1.4. Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта основана на публикациях М. А. Поваляевой «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», в которой описаны виды нетрадиционных методов и представлены возможности использования различных нетрадиционных методов в коррекционном процессе.

Самой главной отличительной чертой всех нетрадиционных методов воздействия, является их единая направленность на улучшение психоэмоционального состояния детей, нормализацию мышечного тонуса и профилактику, либо коррекцию возможных вторичных нарушений. Знакомство с различными нетрадиционными методами коррекционного воздействия привело педагога к мысли о необходимости разработать оптимальные комбинации различных приемов воздействия для более успешного решения основной задачи опыта работы – повышения эффективности коррекционно – логопедической помощи в работе с детьми дошкольного возраста, через сочетание традиционных и нетрадиционных методов (воздействие на организм через различные анализаторные системы: зрение, осязание).

II. Технология опыта.

Диапазон опытаохватывает организацию коррекционного процесса в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители, который предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия, взаимодействие с родителями дошкольников и основывается на применении комбинаций нетрадиционных методов коррекционного воздействия наряду с общепринятыми методами.

2. 1. Этапы работы:

1этап –аналитико-диагностический: анализ литературы, сбор информации, диагностика.

2 этап –практический: была разработана и апробирована система заданий, сочетающая традиционные и нетрадиционные методы воздействия.

3 этап –аналитико-обобщающий: диагностика, анализ результатов, подведение итогов работы.

2.2. Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники,я определила цель своей педагогической деятельности по данной теме: создание образовательной, развивающей среды способствующей развитию речевой активности детей через нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Следуя этой цели,я поставила перед собой следующие задачи:

А именно:

1.Развивать:

- языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

- артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- ВПФ (речь, воображение, мышление, память);

- активность, самостоятельность, творчество;

- мимические, пантомимические навыки;

- невербальный навык общения;

2. Формировать положительное психо-эмоциональное состояние ребенка;

3. Снижать вероятное переутомление,

4. Снимать мышечное напряжение.

2.3. Реализация ведущей идеи опыта.

Реализацию ведущей идеи опыта я начала с организации предметно-пространственной среды в моем логопедическом кабинете.

В кабинете выделены следующие зоны:

зона коррекции звукопроизношения;

 рабочая зона учителя-логопеда; учебно-образовательная зона;

 зона игрового сопровождения;

зона развития мелкой моторики;

 зона хранения дидактического и методического материала; консультативно-информационная зона.

Зона коррекции звукопроизношения оснащена пособиями для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы.

Учебно-образовательная оснащена удобными столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей, канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см, настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

Зона хранения дидактического и методического материала оснащена функциональными шкафами, стеллажами с полками. Дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека)

Зона игрового сопровождения оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика»«Контуры»«Угадай по цвету» и др.

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)

Перед кабинетом учителя- логопеда расположен эстетично оформленный информационный стенд «Уголок логопеда», также имеются консультативные зоны для родителей в группе комбинированной направленности детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).

Это позволяет мне осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно и проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы:

• креативная игротерапия (пескотерпия);

• камешки Марблс;

• вокалотерапия;

• сказкотерапия;

• куклотерапия;

• логопедический массаж;

• ритмодекламацию;Хочу такой сайт

• кинезиотерапию;

• Су – джок терапию;

• информационную технологию обучения.

Я хотела бы остановиться на использовании более ярких методах и приемах, которые применяю в своей практике.

В индивидуальных занятиях я использую классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики - пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

«Приятный запах»

У педагога два-три цветка, наиболее знакомых детям. Цветы можно заменить фруктами или листьями. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать«На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки».Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать«Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».

«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот. (Дети стоят, изогнув одну руку, как

носик чайника, другую

держат на поясе; животик надут.)

Я чай кипячу,клокочу и кричу(Топают.)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Делают призывные движения

правой рукой.)

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн.

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

Например, составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая).

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет).

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки).

5. Слово – ассоциация. (Волшебство).

«Зима».

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике.

Рассказ «Снегири»

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую мастер –классы«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе», «Нетрадиционные технологии в развитии речи дошкольников»; консультации «Как развивать речь ребенка дошкольного возраста»«Учите ребенка говорить правильно», «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста», так же принимаю участие на собраниях и готовлю выступления, провожу анкетирование.

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарахметодических объединениях, круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

3. Результативный компонент опыта

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.

Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников. Использование нетрадиционных методов работы превратило занятие в игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляется речевая активность, дети преодолевают робость, застенчивость. У детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития старшего дошкольного возраста. Данные показатели говорят о практической целесообразности применения нетрадиционные методов коррекционного воздействия работы для формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

   

III. Заключение

На основании собственного опыта использования нетрадиционных технологий в процессе речевого развития детей, я сделала вывод о том, что они эффективно влияют на процесс логопедической коррекции у детей с речевым недоразвитиемНетрадиционные методы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют.

Эффективность работы обеспечивается не столько качеством каждой из нетрадиционных технологий, сколько грамотной «встроенностью» в систему работы по формированию звукопроизношения, сохранению и укреплению здоровья в процессе обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. - метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,200

3. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

4. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

5. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

6. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2023

Дата обновления: 06.12.2023

Дата публикации: 07.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».