Здоровьесберегательные технологии ДОУ

Технологии сбережения здоровья в дошкольном образовании

Существует десять золотых правил здоровье сбережения: 
1. Соблюдайте режим дня! 
2. Обращайте больше внимания на питание! 
3. Больше двигайтесь! 
4. Спите в прохладной комнате! 
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 
7. Гоните прочь уныние и хандру! 
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 
10. Желайте себе и окружающим только добра! 


Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию, в связи с этим были разработаны технологии сбережения здоровья. 
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, родителей, педагогов.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей

Цель здоровье сберегающей технологии:
Обеспечить дошкольнику 
высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии: 
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все поставленные цели и задачи в нашем детском саду решаются.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

  • подвижные и спортивные игры

  • контрастная дорожка, тренажеры

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • утренняя гимнастика

  • физкультурные занятия

  • бассейн

  • точечный массажХочу такой сайт

  • спортивные развлечения, праздники

  • День здоровья

  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

  • Закаливание : полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно;
    - умывание холодной водой после дневного сна; 
    - босо хождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. 
    Технологии музыкального воздействия: 

  • музыкотерапия

  • сказкотерапия

Технология коррекции поведения:

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой само коррекции и приступить к его реализации.


Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Оснащенные как традиционными пособиями (массажные коврики, массажеры, спортивный инвентарь и т.д.), так и нестандартными, сделанными руками педагогов:
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса;
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног;
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4. Общеизвестно, что на ладонях рук находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используют различные массажёры, в том числе и самодельные.
5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревок с узелками.
6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
- мимические разминки;
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки);
- точечный массаж; 
- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. 
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. 
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.


Какие здоровье сберегающие образовательные технологии можно использовать в работе с родителями: 
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, практические показы (практикумы); анкетирование; спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы); и др. формы работы.


Здоровый образ жизни для детей разного возраста включает общие составляющие. Однако детский ЗОЖ для дошкольников имеет некоторые особенности, обусловленные тем, что: продолжается интенсивный рост тела; идет формирование системы кровообращения, нервной, иммунной и всех прочих; ребенок осваивает новые двигательные навыки; развивается его психоэмоциональная сфера. Как и самым маленьким, прививать дошкольникам ЗОЖ должны родители. Очень важно для ребенка до 7 лет привыкнуть к режиму дня, который должен включать: здоровый сон; гигиенические процедуры; занятия фитнесом; приемы пищи; труд (например, посильная помощь в уборке дома); активные прогулки и игры на свежем воздухе; обучающие занятия; творчество. Занятия физкультурой – очень важный компонент, составляющий здоровый образ жизни детей, посещающих дошкольные учреждения (ЗОЖ в саду). Дети не расходуют калории, которые получают с пищей, так как проводят слишком много времени у телевизоров, компьютеров, с планшетами и смартфонами в руках. Чтобы компенсировать недостаток движения, детский ЗОЖ должен включать: активные занятия любыми видами фитнеса; подвижные игры; танцы и пр. ЗОЖ в саду должен начинаться с обязательной ежедневной физкультуры. Необходимо находить возможность, чтобы заниматься фитнесом с малышами на свежем воздухе, во время прогулок. Чтобы помогать «дошколятам» избавляться от последствий стрессов, связанных с негативными факторами внешней среды 

Самые близкие для каждого ребенка люди, его мама и папа, хотят, чтобы их чадо было здоровым и счастливым. Исполнить мечту родителей поможет ЗОЖ. Причем начинать следует с заботы о физическом, психическом, репродуктивном здоровье людей мужского и женского пола задолго до того, как они сами решат продлить свой род. Формировать культуру ЗОЖ следует в детском возрасте. Если прививать малышу с самого рождения здоровые привычки, приучать к распорядку дня, личной гигиене, воспитывать любовь к спорту, создавать правильные семейные традиции и т. д., можно улучшить физические и психические возможности мальчиков и девочек, имевшиеся при рождении. Первое знакомство с правилами ЗОЖ должно происходить как можно раньше. Здоровый образ жизни для детей первых лет жизни – это: гигиена тела; зарядка; введение прикорма на основе функциональных продуктов; приучение к распорядку дня; прогулки на свежем воздухе и т. п. Все, что происходит в жизни крохи в это время, родители, воспитатели в детском саду и другие взрослые должны детально комментировать, рассказывая простым, доступным для понимания языком, в игровой форме, о пользе фитнеса, свежего воздуха, закаливания, правильного питания мальчиками девочкам. Темы по ЗОЖ будут служить «канвой» для новых сказок, героями которых могут стать любимые игрушки малышей. ЗОЖ в детском саду можно популяризировать при помощи групповых игр, веселых эстафет и конкурсов. Здоровые семейные традиции.  Очень важно, воспитывая детей, создавать здоровые семейные традиции, которые они, в перспективе, будут поддерживать в своих семьях, передавая новым поколениям любовь к ЗОЖ. К тому же совместный труд, занятия спортом, досуг помогут создать благоприятную семейную атмосферу, сплотят. Например, отличной традицией могут стать: ежедневная утренняя гимнастика или пробежки в парке для всей семьи; совместные закаливающие процедуры и рецепты ЗОЖ для укрепления иммунитета; семейные походы в спортзал, бассейн, на каток; медитация; занятия дыхательными практиками; планирование (сообща) полезного меню для всей семьи и т. д. Главное – воспитывать сознательное отношение к здоровью у детей, подробно рассказывая про ЗОЖ, объясняя его преимущества, убеждать их на собственном примере, но без принуждения, насилия над личностью. Задача взрослых – помочь маленькому человеку сделать правильный выбор, встать на путь здоровья.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».