Методические работы

 Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

 

         Целью методической работы в МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент» является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

 

         Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

 

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

 

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент»

 

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

 

4. Координация деятельности МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент» и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

 

5. Координация деятельности МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент» с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МКДОУ в целом.

 

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

Подходы к организации методической работы  в  ДОУ  основаны на:

 

·         системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

·         личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств заслуженных с многолетним опытом педагогов

·         дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

·         подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

·         мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

·         коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

 

Направления методической работы

 

Методический кабинет как центр методической работы.

 

         Центром всей методической работы МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент», является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

 

         Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

 

         Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

 

·         Организация методической работы в дошкольном учреждении;

·         Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

·         Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;

·         Информация периодических изданий дошкольного образования;

 

                                      БАНК  ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИИ  

 

·         Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент;

·         Планирование деятельности МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент;

·         Организация и руководство образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент;

·         Контроль и регулирование образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент;

   

У методического кабинета ДОУ постоянно работает стенд  с информациеи:

·         Идет аттестация!

·         К праздничным датам.

·         Подготовка к педсовету.

 

         В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:

·         материал семинаров-практикумов;

·         план – график повышения квалификации педагогов;

·         план аттестации педагогических кадров;

·         планируем разместить передовой педагогический опыт

 

         Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

 

         Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.

 

         Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

 

         Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ      

   

Виды информации и формы методической работы

Обзор видов информации и форм методической работы представлен в схеме

     

·          нормативно-правовые документы

·          современные программы, технологии, методики

·          современные тенденции развития дошк. образования

·          содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.     

·          самостоятельная работа с материалами метод кабинета

·          педагогический совет

·          семинары (проблемные, практикумы)

·          консультирование, обследование, лекции

·          информация на стенде,

·          самообразование,

·          наставничество,

·          работа твор. группы,

·           обучение на КПК и т. д.

 

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.

         Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом.      Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

         Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педкадрами, является анализ кадрового обеспечения

         Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:

·         курсовая подготовка;

·         участие в работе творческих групп, клубов;

·         участие в методических объединениях.

 

         Методист организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

 

Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

 

         Передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

 

Передовой опыт – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.

 

Самообразование

 

         На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.

 

         На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пединформации).

 

         Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках МКДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.

 

         Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса.

 

         Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса.

 

         Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

 

         Через орган самоуправления ДОУ - педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.

 

         Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.

 

         Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия Временным требованиям к содержанию методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в ДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.

 

         Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает и обуславливает следующую направленность методической работы:

 

         1. Организация развивающей предметной среды в МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

·         разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды ДОУ;

·         обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

·         активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;

 

         2. соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

·         формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

·         анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;

·         анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;

 

         3. обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями;

 

         4. разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы;

 

         5.отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

 

                    Структура, формы и методы методической работы.

 

         Методы работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

 

         Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

 

         По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

 

         К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.

 

         К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

 

         Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

 

         Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

·         целями и задачами ДОУ;

·         количественным и качественным составом коллектива;

·         сравнительной эффективностью форм и методов работы;

·         особенностями образовательного процесса;

·         материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

·         реальными возможностями;

·         передовым опытом и научными рекомендациями.

 

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

·         педсовет;

·         семинары, семинары-практикумы;

·         открытые просмотры эффективны;

·         медико-педагогические совещания;

·         консультации;

·         работа творческой группы.

 

         Внешнее повышение квалификации происходит:

·         за счет посещения курсов повышения квалификации

·         обучение в учебных заведениях;

·         участие в работе методических объединений, семинаров, недели педагогического мастерства и т.д.

 

         Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент:

·         участие в работе совета педагогов;

·         обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

·         консультирование и др.Хочу такой сайт

 

         В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строится на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

 

         Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

 

         В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

 

Планирование методической работы

 

         Планирование осуществляется на аналитической основе:

·         анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);

·         анализ состояния МКДОУ "Детский сад с.Башлыкент"(уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;

·         уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

цели деятельности и необходимые 

Методическая работа в ДОУ

12.11.2020

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

Рассмотрим, как ученые характеризуют понятие «методическая работа» М.М.Поташник: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования».

А.М.Моисеев: «Методическая работа основана:

1.     на достижениях науки и передового педагогического опыта,

2.     на конкретном анализе образовательного процесса,

3.     на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом... на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

П.И.Третьяков: «Методическая работа – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться».

К.Ю.Белая: « Методическая работа – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива».

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является  неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребенка в современных сложных' условиях жизни, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях. 

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает  совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и  задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта  педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого  ДОУ.

2. Функции  по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы  для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач –  содержание методической работы в ДОУ.

Содержание методической работы формируется из различных источников:

1.     Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.

2.     Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.

3.     Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.

4.     Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.

5.     Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.

6.     Данные конкретного анализа образовательного  процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

В  современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области  методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Дидактическая  подготовка педагогов

В ДОУ необходимо  обеспечить:

–  изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
–  изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

Воспитательная  подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.

Этическая  подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного  повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может,  поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки  и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.

Организационно-педагогические Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров.  Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все,  что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологическиеПредполагают создание благоприятные морально-психологические условия  для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.

Материальные Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)

Санитарно-гигиеническиеПредполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности.  Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

1. Принцип системности. Только применение системы мер позволит добиться максимального использования всех имеющихся резервов.
2. Принцип конкретности. Каждый педагогический коллектив может добиться оптимальных результатов только с помощью своего, учитывающего особенности конкретных педагогов и руководителей, т.е. отличного от других, варианта системы.
3. Принцип меры. Каждый элемент содержания методической работы, каждая форма должны быть представлены в конкретной системе по-своему, в «своей мере».

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

Конструируя оптимальный вариант системы методической работы необходимо учитывать:

1.     Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.

2.     Количественный и качественный состав педагогического коллектива.

3.     Результаты диагностического изучения личности и деятельности  педагогов, конечных результатов работы ДОУ.

4.     Особенности содержания методической работы.

5.     Накопленные  традиции.

6.     Сравнительную эффективность различных форм методической работы.

7.     Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.

8.     Особенности конкретной ситуации в ДОУ.

9.     Наличие времени для осуществления методической работы.

10.                       Материальные, морально-психологические и прочие условия.

11.                       Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и  с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

Основными критериями оптимальности результатов методической работы в ДОУ являются:

1.     Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.

2.     Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.

3.     Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом  достигается, если  создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.


МЕТОДИЧЕКАЯ КОПИЛКА

03.11.2020

здоровье сберегающ..pdf (скачать) (посмотреть)
Высказывание о воспитателях.pdf (скачать) (посмотреть)
памятка для молодых специалистов.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по проект. деят.pdf (скачать) (посмотреть)
метод.реком. по прекной дяет..pdf (скачать) (посмотреть)
игровая деятельность.pdf (скачать) (посмотреть)
сказка про воспитателя.pdf (скачать) (посмотреть)
ПРОФЕС.,СТАНДАРТ педагога ДОУ.docx (скачать)

Методические рекомендации по внедрению ФОП ДО

05.09.2023

 25 ноября 2022г был подписан приказ Министерства просвещения России №1028 «Об утверждении федеральной образовательной  программы дошкольного образования». С 01.09.203г все дошкольные учреждения обязаны перейти на ФОП.  Начать  вовремя и качественно  выполнить переход ОУ на ФОП поможет план-график по внедрению в работу ФОП. План-график не обязателен, но важен для тех, кто  хочет основательно проработать документ и по-настоящему внедрить его в работу.

Министерство просвещения Российской Федерации подготовило методические рекомендации (+ медиапрезентация). Ознакомиться с ними можно пройдя по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/id/3643 

  1. В методических рекомендациях по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования прописаны:  

- нормативно-правовые и научно-теоретические основы Федеральной программы;

              - Федеральная программа  как обязательная часть образовательной программы    

                  ДОО;

              - вариативная часть образовательной программы ДОО

              -  анализ соответствия  Программы обязательному минимуму содержания,  

                 заданному в     Федеральной программе;

               -  Приложение 1: Перечень нормативных правовых актов, на основе которых

                  разработана Федеральная программа;

               -  Приложение 2: Диагностическая карта соответствия образовательной    

                  программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в

                 Федеральной программе.

    2. Приказ об утверждении     федеральной    образовательной программы    

        дошкольного образования +ФОП   ДО                                                                                              

                http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 

  1. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования  

https://docs.edu.gov.ru/document/id/3516 

Коротко о важном

  1. ФОП определяет функции дошкольного образования:

- обучение и воспитание на основе российских ценностей;

- создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа;

- единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.

  1. Что нового?

- появились новые виды деятельности, особенно для младенческого возраста, который раньше не выделяли;

- внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по  ФГОС, чтобы они не противоречили ФОП;

- добавлены ценности: жизни, милосердия и добра, а ценность знания преобразовалась в ценность Познания;

- новая аббревиатура: ФОП – «федеральная образовательная программа», ОП – «образовательная программа»,  а ООП – «основные образовательные потребности»;

- требования к содержанию и планируемым результатам полушкольные и имеют  обязательный характер.

- целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО;

 - планируемые результаты конкретизированы по годам;

- патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.

Изменения в содержании образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Много российского и патриотического.
  2. Указание на то, что ребенок должен уметь планировать свои действия, а надзорные органы должны увидеть, что ребенок это делает САМ.
  3. Указание на необходимость формирования инициативности ребенка.
  4. Новая формулировка – основа социальной навигации.
  5. Появилась цифровая образовательная среда.

«Познавательное развитие»

  1. В содержании данной области видим конкретные предметные результате о счете, величине, пространстве, времени и т.д.
  2. Появился запрос на конкретное обучающее действие от воспитателя, что должно найти отражение в рабочих программах.

          « Речевое развитие»

  1. Появилось понятие «пассивная речь».
  2. Появились требования к непросто знанию, а осмыслению информации.
  3. В арсенале воспитателя все инструменты, способствующие обучению грамоте.

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Существенно обогатилось содержание данной области, что влечет за собой увеличение нагрузки на воспитателя.
  2. Уделено огромное внимание формированию умения ребенка подбирать достаточные средства для выразительности своих произведений.
  3. Появился запрос на формирование ассортимента художественных средств.

«Физическое развитие»

  1. Появились воспитательные моменты.
  2. Требование к овладению движений: ползанье, метание, лазанье.
  3. Появились требования к формированию глазомера и чувства равновесия.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».