Адаптационная образовательная программа ТНР
Описание образовательной программы
В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникает необходимость в коррекции речевых нарушений в специально созданных условиях и введении программ по коррекции данных нарушений. В МКДОУ «Детский сад с.Башлыкент» эта деятельность осуществляется в условиях
комбинируемой группы профилактики и коррекции речевых нарушений у детей с 5-7 лет с использованием
специализированных программ по коррекции речевых нарушений.
В нашем МКДОУ образовательная деятельность построена в соответствии с Инновационной Программой дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Е.С. Комаровой. В комплексной образовательной программе уже определены задачи и содержание образовательной области «Коммуникация», но они не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Поэтому на сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы МКДОУ.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание ООП МКДОУ и коррекционных программ.
Данная рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации педагогического процесса. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционного, развивающего и других), и позволяет осуществлять комплексный подход к коррекционно-развивающей работе в группе профилактики и коррекции речевых нарушений.
Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательной программы. В программе представлены методологические основы коррекционной работы, подходы и пути реализации при коррекции речевых нарушений, взаимодействие и преемственность работы всех специалистов МБДОУ и родителей. Представленная в программе система работы позволяет осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствует совершенствованию коммуникативных способностей.