08.11.2022
МБДОУ «Детский сад с.
Башлыкент»
Консультация
для педагогов
МБДОУ
«Детский сад с. Башлыкент»
«Дидактическая
игра как средство развития и
коррекции речи у детей в дошкольном
возрасте».
Подготовила и
провела
учитель –
логопед
Омарова Г. З.
Консультация для
педагогов
МБДОУ «Детский
сад с. Башлыкент»
«Дидактическая
игра как средство развития и
коррекции речи у
детей в дошкольном возрасте».
Игра является основным видом
деятельности ребенка дошкольного возраста.
Она доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и эмоции, является
интересной и доступной формой познания и творческого отображения впечатлений об
окружающей действительности. Значимость игры отмечается не только для тех
психических процессов, которые в нее непосредственно
включены (воображение, мышление, но, и для таких, которые в
ней непосредственно могут не
принимать участие, или принимать косвенно, например- память.
В игре происходит активная социализация ребенка с
задержкой речевого развития,
оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются,
закрепляются. Таким образом, игра выступает
как эффективное средство познания
ребенком предметной и социальной действительности. Будучи деятельностью,
максимально свободной, находящейся во власти эмоций, игра является
источником развития произвольности и
сознания ребенком своих действий и своего «я».
Широкое использование игрового метода, в частности,
различных видов дидактических игр,
в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста, по сравнению с другими методами (например,
словесными, имеет ряд преимуществ. Игра является
естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и
совместной деятельностью детей. Игра создает тот
положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы, в том
числе и речь, протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные
способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Наблюдая за играми детей, их поведением в
процессе игры, педагог выявляет индивидуальные особенности, намечает
эффективные пути воздействия на личность ребенка.
Одним из важных условий развития игровой
деятельности является правильный подбор игровых средств,
пособий, игрушек. Игрушки должны соответствовать художественно-эстетическим
требованиям, быть привлекательными для детей,
безопасными в употреблении, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребенка.
Подбор дидактических
средств должен обеспечивать все виды игровой деятельности
ребенка дошкольного возраста с
задержкой речевого развития. В
соответствии с современными требованиями подбор игрового материала должен
происходить с учетом специфики задержки речевого развития и
физиологических особенностей детей
дошкольного возраста.
Отбор дидактического материала
осуществляется на основе гигиенических и эстетических требований, игрушки
должны быть разрисованы экологически чистыми яркими красками, художественно
оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие,
красивые дидактические игрушки
привлекают внимание детей дошкольного
возраста, вызывают желание играть
с ними.
Независимо от вида дидактическая
игра имеет специфическую структуру, отличающую ее от других видов
игр и упражнений.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая
задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение
итогов).
Дидактическая задача определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает
его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется непосредственно ребенком. Она
определяет игровые действия, становится задачей ребенка.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее
игровые действия, тем интереснее для детей
сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность
обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным
содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Выполнение правил требует
от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но
именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.
Подведение итогов (результат) -
проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков,
выявление детей, которые лучше выполнили
игровое задание.
При организации и проведении игр необходимо сохранить
все структурные элементы, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, объединение различных видов
деятельности не нарушает духовного равновесия ребенка, а становится логически
последовательным, непосредственно
развертывающимся фрагментом самой жизни ребенка дошкольного возраста с
задержкой речевого развития.
Игровой сюжет, объединяющий несколько видов
деятельности, вызывает интерес у детей,
пробуждает их воображение, доставляет ребенку радость, облегчающую решение
конкретных задач, стоящих перед педагогом.
Надо учитывать, что во время игровой деятельности
ребенок дошкольного возраста с
задержкой речевого развития может
включиться в игру или оставить ее по своему желанию, вовсе не обязательно играть всем строго от начала
до конца. Следует считаться с индивидуальными различиями и наследственными
особенностями детей с
задержкой речевого развития,
опираться на их знания, учитывать возможности, потребности, увлечения,
физические силы, уровень психического развития.
Важным моментом в игровой деятельности детей с задержкой
речевого развития выступает обоюдный
эмоциональный, полный впечатлений, постоянный процесс общения между педагогом и
каждым ребенком. Живые персонажи, игры, фольклор разных народов с одной
стороны, стимулируют фантазию, формируют идеалы истины, добра и красоты, с
другой – помогают развивать детскую
речь, воображение, память, мышление, а также основные движения ребенка.
– Процесс обучения игре детей с
задержкой речевого развития должен
строиться с учетом закономерностей психоэмоционального развития у нормально развивающихся детей.
Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и
аномального ребенка.
Вместе с тем, процесс обучения детей с задержкой
речевого развития в целом и игре, в
частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный
подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и
умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в
процессе обучения.
Дидактическая игра представляет собой сложное
многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом
обучения детей дошкольного возраста, и
формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и эффективным средством коррекции задержки речевого
развития у детей дошкольного возраста.
Процесс
речевого развития у дошкольников происходит через дидактическую игру — ведущую
его деятельность. Я предлагаю вам использовать следующие виды дидактических
игр, которые я практикую в своей работе:
на развитие фонетической стороны речи
«Похоже-непохоже», «Поймай звук», Лото «Назови картинку и найди гласный звук»,
«Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С», «Назови
картинку и найди первый звук», Лото «Паронимы», «Каждому звуку — свою комнату»,
«Разгадай ребус»;
на развитие лексической стороны речи: «Подбери
слово», «Первоклассник», «Назови три предмета», «Верно ли это?»;
на
развитие лексического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни
предложение», «Придумай предложение» «Напишем кукле письмо», «Доскажи
словечко», «Распутай слова», «Подними цифру», «Составь фразу»; на развитие
связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди
картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Нарисуй
сказку», «Фотограф», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».
Последние
годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то, что игры развивают
сообразительность, логику, пространственное воображение, математические,
конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. В
отличие от многих других способов подталкивания, «обучения» индивидуальному
творчеству, игры открывают мир – создают образовательную среду сотворчества.
Необходимо не только «узнать – вместе», «понимать – вместе», но и «действовать
– вместе».
Благодаря
активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий,
имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у
человека остается в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % –
из того, что он видит, и 90 % – из того, что он делает.
Это
подтверждает эффективность игры на обучение, воспитание
Использование дидактических игр в работе с дошкольниками,
способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности
коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой
деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без
принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приемы по данному
направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения,
воспитания и развития речи у дошкольников.
Предлагаю использовать следующие дидактические игры:
1. «Писатель»
Ребёнок
описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану:
- Что это?
- Где растёт?
- Какой на вкус?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какой на ощупь?
- Что из
него готовят?
2. «Вершки-корешки»
Цель:
Расширение знаний об особенностях различных овощей.
До игры
объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли
(вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).
Дети делятся
на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх,
когда услышит название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), а другая
приседать, когда логопед назовет «корешки» (картофель, лук, редис).
Той команде,
которая выиграет одевали маски овощей, или пели песенку.
3. «Собираем урожай»
На панно
«Огород» расставлены овощи. Дети «собирают» овощи, комментирую свои действия:
«Я дергаю морковь – это овощ»; «Я копаю картофель»; «Я срываю горох» или
логопед помогает: «Что ты срываешь? Горох?».
4. «День рождения зайца»
Детям пришло
приглашение на день рождения. На столе овощи и фрукты (картинки). Дети выбирают
подарок. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу
подарки со словами: «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ».
5. «Какой подарок не назвали»
Раскладываем
все «подарки» детей перед зайцем и благодарим от его имени за принесённые
овощи, фрукты, перечисляя их. Но один овощ или фрукт назвать забываем. Дети
должны отгадать, какой?
6. «Таинственный мешочек»
Детям
предлагается «мешочек», в котором ребёнок на ощупь определяет, что он будет
дарить зайцу. Для игры можно применять настоящие овощи.
7. «Повар»
Дети делятся
на команды. Каждая команда набор картинок с изображением различных продуктов
питания (овощи, фрукты, ягоды). У логопеда «кастрюлька». Дети кладут в неё
только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового супа, сока, компота,
салата овощного, фруктового, варенья и т.д.).
Выигрывает
команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.
8. «Магазин»
Дети
«покупают» в «магазине» у логопеда «банки с компотом», вырезанные из картона.
На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.
9. «Овощи-фрукты»
Игра
проводится с мячом. До игры, объяснили детям, когда ловить мяч. Например:
«Дети, если вы услышите название фрукта, нужно поймать мяч, если овоща –
уронить его».
ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ
УБОРЫ»
1. Ребёнку
дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках
логопеда тоже микрофон.
План
вопросов:
- Что это? (Головной убор …).
- Из каких частей состоит?
- Какого цвета?
- В какое время года носят?
- Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
2. «Магазин»
Ребёнок
описывает вещь, которую хочет купить, не называя её. «Продавец» (логопед)
отгадывает, о чём идет речь, и отдаёт «покупателю» картинку с изображением
«покупки».
3. «Кто
во, что одет»
Один или
двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо
предметы одежды, имеющейся у того или другого ребёнка. Например: «На Али надета
зелёная рубашка с карманами, а у Ильдара – без».
Потом мы
«фотографировали» детей (из игрушечного фотоаппарата). Дети оставались
довольными.
4. «Собери
фотографию»
Для игры
используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище,
ноги) – «фотографии».
Дети сидят
по двое. На стол выдается 2 разрезанные «фото», части которых перепутались.
Каждый собирает свою картинку так, чтобы головной убор, одежда соответствовали
ситуации, в которой они используются. Это может быть сезонная, форменная,
мужская, детская…
5. «Остановки»
Логопед
перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и
останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д.).
6. «Ателье»
Выбирается
приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки
ткани и заказывает разные виды одежды. При этом они должны сказать, что
приносят сшить (юбку, пальто и т.д.) из какой ткани, с какой отделкой.
7. «Разложи
по полочкам»
Для игры
используется игрушечный магазин и кукольная одежда.
Логопед
рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи,
которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Логопед
просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их
по полочкам.
Образец речи
детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку»; «Я
взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».
ТЕМА: «ПОСУДА»
1. «Столовая»
На ребёнка
одевается фартук, косынка и т.д.
На столе
расставлена игрушечная посуда, ребёнок сервирует стол к приходу гостей.
(Приходит или кукла, игрушки или дети).
Логопед
задаёт вопросы: «Какую посуду нужно поставить для завтрака, ужина?»; «Какая
посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д.
Дети помогают
перечислять посуду, а ребёнок «официант» ставит на стол названные предметы.
2. «Писатель»
3. «Магазин» План рассказа:
- Что это? (назначение: столовая
посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).
- Из каких частей состоит?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какого размера?
- Из какого материала
изготовлено?
- В какое время суток используют?
Ребёнок
«покупает» посуду (можно использовать игрушечный набор) у «продавца» логопеда.
Для этого «покупатель» описывает необходимый ему предмет по плану, приведённому
выше.
4. «Из чего сделана посуда»
Проводится с
перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети – прилагательное,
характеризующее материал, из которого он сделан.
Например:
Вилка из металла – металлическая.
Стакан из
стекла – стеклянный.
Ваза из хрусталя
– хрустальная.
Ложка из
дерева – деревянная.
Тарелка из
пластмассы – пластмассовая.
Чашка из
фарфора – фарфоровая.
5. «Разложи продукты по своим местам»
Цель:
развитие навыков словообразования.
Логопед
сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны
помочь разложить продукты по своим местам.
Логопед
спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец,
селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в
сахарнице» и т.д.
Затем
логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал
Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу,
перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в
масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и
помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.
Детям
предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребёнок
должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.
Например:
«Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда».
7. «Водичка»
На столе
разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник
и т.д. рядом стоим емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей.
Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует
их: «Я наливаю воду из чайника в чашку»; «Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».
Затем дети
самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные
предложения, используя глаголы наливать и выливать.
Аналогично
детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки,
передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать
куда-то (в стакан, кастрюлю), полить что-то (землю, грядку). Логопед учит детей
слышать близкие слова и различать их значения в зависимости от приставок.
ТЕМА: «МЕБЕЛЬ»
1. «День рождения Маши»
Логопед объявляет детям, что сегодня у куклы
Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Дети по предметным картинкам
и наводящим вопросам логопеда составляют рассказ «День рождения Маши».
План
рассказа:
- Где Маша готовила еду? (На кухне).
- Какая там стоит мебель? (Кухонная).
- Откуда Маша достала продукты? (Из холодильника).
- Где Маша резала салаты? (На столе).
- Где жарила мясо? (На плите).
- Из какого шкафа Маша достала праздничное платье?
(Из платяного).
- В какую комнату Маша пригласила гостей? (В
гостиную комнату).
- Куда Маша поставила угощение для гостей? (На
обеденный стол).
- Откуда Маша достала тарелки? (Из серванта).
- Перед чет Маша расчесывала волосы, когда гости
ушли? (Перед трюмо).
- В какой комнате легла Маша спать, когда кости
ушли? (В спальной комнате).
- Какая там стояла мебель? (Спальная мебель).
- Куда Маша сложила праздничное платье? (В платяной
шкаф).
- Куда Маша легла спать? (В кровать).
2. «Котёнок»
Логопед
показывает детям игрушечного котенка и говорит: «К нам в гости пришел котенок.
Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и
говорят: «Котенок на стуле»; «Котенок в шкафу» и т.д. Затем логопед тихо, чтобы
остальные не слышали, дает задание одному ребёнку. После того, как он выполнит
задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой
ответ в виде распространенного предложения.
Например: «Что сделал
Саша?» – «Саша посадил котенка под стул».
«Что сделала
Маша?» – «Маша вытащила котенка из-под стула».
3. «Магазин»
На столе
расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к доске и «покупают» для
куклы Маши мебель.
Комментарии к
действиям:
«Я куплю в
спальню Маше кровать»;
«Я куплю в
спальню Маше платяной шкаф»;
«Я куплю в
столовую Маше стол и четыре стула».
Затем дети
сортируют купленную мебель в зависимости от её назначения. Логопед помогает
детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, столовая мебель,
мебель для детской комнаты, мебель для гостиной.
4. Дети по
плану, рассказывали продавцу про мебель, которую хотели купить.
План
рассказа:
- Что
это? (назначение: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).
- Из
каких частей состоит?
- Из
какого материала сделано?
- Какого
цвета?
- Какой
формы
- Как
используется в хозяйстве?
ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
1. «Для
чего используется транспорт?»
На столе
стоят игрушки: самолёт, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз и
т.д.
В гости к
детям приходит старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Логопед
обращает внимание на ковер-самолет старика и предлагает познакомить гостя с
назначением современных видов транспорта.
Пример ответа: «Эта
машина – скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина – самосвал. На
ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».
2. «Шофер» (можно
использовать атрибуты руль, штурвал)
План
рассказа:
- Что это?
- Из каких частей состоит?
- Чет приводится в движение? (Электричество,
топливо).
- Где движется этот транспорт?
- Для чего используется? Что перевозит?
- Кто управляет этим видом транспорта?
3. «Кто управляет этим видом транспорта?»
Логопед
показывает детям картинки с изображением видов транспорта и предлагает сесть
тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта:
мотоцикл – мотоциклист; велосипед – велосипедист; теплоход – капитан; автобус –
водитель; трамвай – вагоновожатый; самолет – пилот.
4. «Как
назвать?»
Предложить
детям называть того, кто на паровозе ездит – машинист кто утром делает зарядку
– спортсмен, кто песни сочиняет – композитор, кто играет на рояле – пианист,
кто ломает все – хулиган, кто водит самолет – летчик, пилот.
ТЕМА: «ПРОФЕССИИ»
1. «Играем
в профессии»
Детям
раздаются картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У
кого на картинке продавец?» («У меня продавец»); «Изобрази, что делает продавец
(«Взвешивает яблоки»). Если не может изобразить комментирует. Каждая картинка
обсуждается.
2. «Кто что делает?»
Логопед
показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны
вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Примерный
лексический материал: Рыбу ловит рыболов.
Лес рубит …
Пчел
разводит …
Трубы чистит
…
Землю копает
…
При
знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую
значимую часть слова (рыбо-лов). Логопед объясняет происхождение каждого слова.
Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.
Можно
предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять
соответствующую картинку).
3. «Назови
мамину профессию»
Логопед
напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям
объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как
если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же
мамину профессию».
Например: ткач –
ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель –
учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец –
продавщица, актер – актриса и т.д.
4. «Угадай мою профессию»
Цель:
познакомить детей с атрибутами различных профессий.
Ребёнок
отбирает на столе у логопеда предметные картинки, относящиеся к определенным
профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?».
Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия,
которые может выполнить человек этой профессии.
5. «Загадки»
Цель:
активизировать в речи детей названия атрибутов различных профессий.
Логопед
предлагает детям послушать загадки об атрибутах разных профессий.
Например:
Куда нос, туда и хвост (иголка);
Дом из
жести, а жильцы в нём – вести (почтовый ящик);
Сам пустой,
голос густой, дроби отбивает, ребят созывает (барабан);
Конь бежит –
земля дрожит, из ноздрей дым валит (поезд);
Тонна в рот
земли войдет, если крот разинет рот (экскаватор);
Наведи
стеклянный глаз, щелкнешь раз – и помнит вас (фотоаппарат);
Пища моя
сладкая, а мщение ужасно (пчёлы, мёд);
Без языка
говорит, без ушей слышит (телефон).
Отобрав
картинку-отгадку, ребёнок называет соответствующую профессию.
Например: фотоаппарат – фотограф, улей –
пчеловод и т.д.
Детям
предлагается выучить наизусть несколько загадок.
6. «Писатель»
План
рассказа:Что это за профессия? носят ли люди данной профессии форменную одежду?
Если да, то какую?
- Без каких предметов человек
этой профессии не сможет работать? (Назвать атрибуты профессии).
- Мужская, женская или общая эта
профессия?
- Люди этой профессии работают на
улице или в помещении?
- С кем или с чем работают эти
люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?
- Что делают люди данной
профессии?
ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ»
1. «Кого я видел в зоопарке?»
Ребёнок
описывает по плану животное, не называя его.
План
рассказа:
Кто это? Какие
части тела у него есть? Домашнее или дикое животное? Если дикое, то где живет?
(север, юг, средняя полоса). Как называется его дом? Чем питается? (травоядное
или хищное). Как называют детенышей? Как животное подает голос? Какую пользу
приносит?
Остальные
дети должны отгадать, о ком он говорит.
2. «День рождения кошки»
Логопед
раздает детям маски или картинки с изображением домашних животных и говорить,
что кошка пригласила их на день рождения. (Вводится дополнительный персонаж –
игрушечная кошка). Кошка «спрашивает» у животных, какое им приготовить
угощение.
Образец ответа детей: «Я собака, я люблю кости»; «Я корова, я люблю траву» и т.д.
3. «День рождения свиньи»
Цель:
закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое
использование существительных в родительном падеже.
Логопед
рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже
решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове –
косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали
гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.
Затем
логопед спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? Собака? Кошка?
Свинья? Лошадь?
Образец ответа: «Корова
любит траву».
4. «Спор
животных»
Цель:
закрепление в активном словаре детей существительных по теме.
Логопед
раздает детям картинки с изображениями домашних животных и говорит: «В одной
стране жили волшебные животные, которые умели говорить. И вот однажды они
заспорили, кто из них самый главный, кто больше всех нужен человеку. Корова
сказала: «Я самая главная – я даю молоко, масло, сметану». Затем кто-то из
детей по аналогии озвучит животное, изображенное на его картинке: «Нет, я,
лошадь, самая главная – вожу тяжелые вещи, я тоже даю молоко» и т.д.
Затем
логопед предлагает детям рассудить спор животных. Он объясняет, что все
животные нужны человеку, они ему помогают, каждое из них по-своему приносит
пользу.
5. «Театр»
Цель:
закрепление в словаре детей прилагательных по теме.
Детям
предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя,
волка.
Логопед
говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его
внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая,
проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый,
неуклюжий).
Затем дети
по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.
6. «Кто
домашний, а кто дикий?»
Цель:
дифференциация домашних и диких животных.
Дети
становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит:
«Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь
и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если
вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он
выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться
ведущим.
7. «Звери заблудились»
На доске
картинки с изображением («Дом», «Лес»).
Детям
раздаются картинки диких и домашних животных.
Они подходят
к доске по очереди.
Образец
речи: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека»; «Это волк живет в
лесу. Дикое животное».
ТЕМА: «ПТИЦЫ»
1. «Угадай, кто улетел?»
Цель:
расширение словаря существительных по теме.
На
фланелеграф выставляются картинки с изображениями птиц. Дети внимательно их
рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка, Дети отвечают,
какая птица улетела.
2. «Составь из частей птицу»
Цель:
практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.
Игра
проводится с разрезанными картинками. Дети составляют птицу и называют части
тела.
3. «Кто прилетел к кормушке?»
Один ребёнок
описывает плану, остальные догадываются, о ком едет речь.
План
рассказа: Кто это? Какие части тела у неё есть? Домашняя или дикая эта птица?
(Если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней
полосе). Как называется её дом? Чем питается? Как называют детенышей? Как
подает голос? Какую пользу приносит?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2022
Дата обновления: 10.11.2022
Дата публикации: 08.11.2022