25.03.2022
Мастер – класс
для родителей старшей группы
«Развитие речевого дыхания».
ЦЕЛЬ:
создание условий для практического взаимодействия
учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Задачи:
научить участников мастер – класса некоторым приемам развития
правильного речевого дыхания;
расширить представление о значении правильного
речевого дыхания;
упражнять в применении приемов развития правильного
речевого дыхания.
Участники мастер – класса:
ведущая: учитель – логопед высшей квалификационной
категории Омарова Г. З.;
родители (законные представители) воспитанников
старшей логопедической группы ДОУ.
Выставка пособий: зеркала; воздушные шары;
мыльные пузыри; вата; воротца; шаблоны цветов, рыбок, паучков, листочков;
«дорожки»; свистки; дудочки; кораблики; палочки; картотека забав для развития
правильной воздушной струи.
- Я рада приветствовать Вас на
мастер – классе «Развитие речевого дыхания». Задумывались ли Вы раньше, что
помогает нам говорить? (Предполагаемые ответы родителей: голос, язык).
Очень важна выработка правильного
речевого дыхания. Что такое речевое дыхание? Мы все дышим и это процесс
непрерывный, постоянный. И разговариваем мы тоже одновременно с дыханием.
Поэтому очень важно, чтобы эти два важных процесса не мешали друг другу, а
помогали. Человек делает вдох и выдох. Вдох короче выдоха примерно в 3 раза. Мы
говорим фразы, как бы выдыхая их. У детей с речевой патологией часто
наблюдается дыхание поверхностное, с подниманием плеч, шумное, прерывистое. Мы
работаем над выработкой правильного речевого дыхания.
Предлагаю Вам несложные упражнения.
Мы научимся сначала дифференцировать вдох – выдох. Как это делаем с малышами на
начальном этапе. Помогут нам его выполнить схемы дыхания.
Вдох – выдох носом:
Вдох – выдох ртом:
|
Вдох носом – выдох ртом:
Вдох ртом
– выдох носом:
|
|
|
А теперь выполним несложный
комплекс:
1.Широко открыть рот и спокойно
подышать носом.
2.Закрыть одну ноздрю средним
пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то
левую, то правую ноздрю.
3.Вдох через слегка сомкнутые губы,
плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м……).
4.Вдох широко открытым ртом, плавный
выдох носом (рот не закрывать).
5.Вдох носом, плавный выдох ртом
(рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса,
затем с голосом (а…..).
6.Вдох носом, плавный выдох через
неплотно сомкнутые губы (ф…..).
7.Вдох через нос, плавный выдох
через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
8.Вдох через нос, выдох – высунуть
язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос
(сдувать ватку с носа).
Поупражняемся в выдыхании слов,
фраз, предложений. Сделав вдох носом, на выдохе произнесем слово «солнце». А
теперь фразу «солнце светит», а теперь «солнце светит ярко», «солнце светит
ярко всем».
Нужно отметить и необходимость
сильной и правильной воздушной струи для коррекции звукопроизношения.
Для каждого звука речи характерна
определённая воздушная струя. Например:
- для звуков «С», «З» - воздух проходит посередине
языка, воздушная струя холодная;
- для звуков «Ш», «Ж» - воздух проходит посередине
языка, который «чашечкой» поднят за верхние зубы, воздушная струя тёплая;
- для звука «Л» - воздушная струя проходит по бокам
широкого языка, прижатого кончиком к верхним альвеолам;
- для звука «Р» - очень сильная воздушная струя.
Язычок на выдохе начинает вибрировать.
Предлагаю произнести эти звуки и
прочувствовать направление воздушной струи. Теперь произнесем с направлением
воздушной струи в неправильном направлении (боковое, межзубное).
Вывод: для получения правильного
произношения дефектных звуков, наряду с коррекцией положения органов
артикуляции, необходимо добиться и правильной, сильной воздушной струи.
Для развития сильной воздушной струи
рекомендую приобрести для игр дома:
воздушные шары, ветрячки (вместе с родителями
тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).
Воздушная струя должна быть не
только сильной, но и плавной. Для развития плавной воздушной струи рекомендую
приобрести для игр дома: мыльные пузыри, вату, вырезать из бумаги шаблоны
рыбок, цветов и т.п. (вместе с родителями тренируемся работать с этими
атрибутами, делая правильный вдох и выдох).
Так же обратите внимание на памятку
с описанием забав, представленную Вашему вниманию.
В ней
отражены такие упражнения, как «снег», «кораблики», «футбол», «дудочка»,
«волшебные пузыри», «цветочный магазин», «губная гармошка», «свеча», «буль –
бульки». Ознакомьтесь с этой картотекой, а иллюстрации к ней помогут Вам.
Данные
памятки предлагаю Вам для домашнего использования. Они позволят в игровой
форме, непринуждённо развить у ребёнка сильную, правильную воздушную
струю. Это позволит облегчить и ускорить ход коррекции звукопроизношения.
Ознакомимся с некоторыми
упражнениями, которые мы используем в работе с детьми. Данные упражнения
сложны, но полезны и интересны.
Фокус
Положите ватку на кончик носа, широкий язык в
положении «лопатка». Подуть на ватку плавно и с силой, чтобы ватка полетела
вверх.
То же из положения «чашечка».
Загони
мяч в ворота
Предложить ребёнку подуть на вырезанный из бумаги
круг, ватку из положения «лопатка», «трубочка» таким образом, чтобы данные
предметы попали в предполагаемые ворота.
Кто
быстрее?
На край стола положите палочки, ватки, шаблоны и т.
п.. Предложить устроить соревнование, кто быстрее свой предмет додует до
назначенной цели, но с условием, что предмет не упадёт на пол.
Виражи
На столе нарисуйте, выложите нитками и т. п.
извилистые дорожки. Предложите ребёнку дуть предмет (ватку, шаблоны, кусочек
салфетки) по этой дорожке.
«Охотник идёт по болотам»
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между
зубами. При выдохе шлёпать ладошками по щекам: получается хлопающий звук.
Спасибо за то, что посетили мой
мастер – класс. Надеюсь, что информация, полученная на нем, была для Вас
интересной и полезной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 25.03.2022