Мастер – класс для родителей старшей группы «Развитие речевого дыхания».

25.03.2022

 

Мастер – класс

для родителей старшей группы

«Развитие речевого дыхания».

ЦЕЛЬ:

создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Задачи:

научить участников мастер – класса некоторым приемам развития правильного речевого дыхания;

расширить представление о значении правильного речевого дыхания;

упражнять в применении приемов развития правильного речевого дыхания.

Участники мастер – класса:

ведущая: учитель – логопед высшей квалификационной категории Омарова Г. З.;

родители (законные представители) воспитанников старшей логопедической группы ДОУ.

Выставка пособий: зеркала; воздушные шары; мыльные пузыри; вата; воротца; шаблоны цветов, рыбок, паучков, листочков; «дорожки»; свистки; дудочки; кораблики; палочки; картотека забав для развития правильной воздушной струи.

- Я рада приветствовать Вас на мастер – классе «Развитие речевого дыхания». Задумывались ли Вы раньше, что помогает нам говорить? (Предполагаемые ответы родителей: голос, язык).

Очень важна выработка правильного речевого дыхания. Что такое речевое дыхание? Мы все дышим и это процесс непрерывный, постоянный. И разговариваем мы тоже одновременно с дыханием. Поэтому очень важно, чтобы эти два важных процесса не мешали друг другу, а помогали. Человек делает вдох и выдох. Вдох короче выдоха примерно в 3 раза. Мы говорим фразы, как бы выдыхая их. У детей с речевой патологией часто наблюдается дыхание поверхностное, с подниманием плеч, шумное, прерывистое. Мы работаем над выработкой правильного речевого дыхания.

Предлагаю Вам несложные упражнения. Мы научимся сначала дифференцировать вдох – выдох. Как это делаем с малышами на начальном этапе. Помогут нам его выполнить схемы дыхания.

Вдох – выдох носом:                                       Вдох – выдох ртом:

        

Вдох носом – выдох ртом:                             Вдох ртом – выдох носом:

        

        

А теперь выполним несложный комплекс:

1.Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

2.Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

3.Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м……).

4.Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

5.Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).

6.Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).

7.Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

8.Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Поупражняемся в выдыхании слов, фраз, предложений. Сделав вдох носом, на выдохе произнесем слово «солнце». А теперь фразу «солнце светит», а теперь «солнце светит ярко», «солнце светит ярко всем».Хочу такой сайт

Нужно отметить и необходимость сильной и правильной воздушной струи для коррекции звукопроизношения.

Для каждого звука речи характерна определённая воздушная струя. Например:

- для звуков «С», «З» - воздух проходит посередине языка, воздушная струя холодная;

- для звуков «Ш», «Ж» - воздух проходит посередине языка, который «чашечкой» поднят за верхние зубы, воздушная струя тёплая;

- для звука «Л» - воздушная струя проходит по бокам широкого языка, прижатого кончиком к верхним альвеолам;

- для звука «Р» - очень сильная воздушная струя. Язычок на выдохе начинает вибрировать.

Предлагаю произнести эти звуки и прочувствовать направление воздушной струи. Теперь произнесем с направлением воздушной струи в неправильном направлении (боковое, межзубное).

Вывод: для получения правильного произношения дефектных звуков, наряду с коррекцией положения органов артикуляции, необходимо добиться и правильной, сильной воздушной струи.

Для развития сильной воздушной струи рекомендую приобрести для игр дома:

воздушные шары, ветрячки (вместе с родителями тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).

Воздушная струя должна быть не только сильной, но и плавной. Для развития плавной воздушной струи рекомендую приобрести для игр дома: мыльные пузыри, вату, вырезать из бумаги шаблоны рыбок, цветов и т.п. (вместе с родителями тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).

Так же обратите внимание на памятку с описанием забав, представленную Вашему вниманию.

В ней отражены такие упражнения, как «снег», «кораблики», «футбол», «дудочка», «волшебные пузыри», «цветочный магазин», «губная гармошка», «свеча», «буль – бульки». Ознакомьтесь с этой картотекой, а иллюстрации к ней помогут Вам.

        Данные памятки предлагаю Вам для домашнего использования. Они позволят в игровой форме, непринуждённо развить у  ребёнка сильную, правильную воздушную струю. Это позволит облегчить и ускорить ход коррекции звукопроизношения.

Ознакомимся с некоторыми упражнениями, которые мы используем в работе с детьми. Данные упражнения сложны, но полезны и интересны.

Фокус

Положите ватку на кончик носа, широкий язык в положении «лопатка». Подуть на ватку плавно и с силой, чтобы ватка полетела вверх.

То же из положения «чашечка».

        Загони мяч в ворота

Предложить ребёнку подуть на вырезанный из бумаги круг, ватку из положения «лопатка», «трубочка» таким образом, чтобы данные предметы попали в предполагаемые ворота.

        Кто быстрее?

На край стола положите палочки, ватки, шаблоны и т. п.. Предложить устроить соревнование, кто быстрее свой предмет додует до назначенной цели, но с условием, что предмет не упадёт на пол.

        Виражи

На столе нарисуйте, выложите нитками и т. п. извилистые дорожки. Предложите ребёнку дуть предмет (ватку, шаблоны, кусочек салфетки) по этой дорожке.

 «Охотник идёт по болотам»

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлёпать ладошками по щекам: получается хлопающий звук.

        Спасибо за то, что посетили мой мастер – класс. Надеюсь, что информация, полученная на нем, была для Вас интересной и полезной.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.11.2022

Дата обновления: 09.11.2022

Дата публикации: 25.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».