14.10.2022
Консультация для родителей.
ТЕМА: Развитие артикуляционной и мелкой моторики
залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений,
направленный на тренировку и выработку правильных положений органов артикуляции
(губ, языка, нижней челюсти, щек), необходимые для правильного
звукопроизношения.
Чтобы ребенок научился произносить сложные по произношению свистящие,
шипящие и сонорные звуки, его губы и язык должны быть сильными и эластичными,
продолжительно удерживать заданную артикуляционную позу, без затруднения
осуществлять многочисленные переходы от одного положения артикуляционного
аппарата к другому.
Дети с речевыми нарушениями быстрее и успешнее достигают нужных
результатов в постановке, автоматизации и дифференциации проблемных звуков,
если точно и правильно выполняют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
необходима детям с правильным, но нечетким звукопроизношением – у детей
как будто “каша во рту”. Необходимо знать, что чёткое произношение звуков
- это залог правильного письма в школе.
Правила проведения артикуляционной
гимнастики.
- Проводить
артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и
становились более прочными.
- В любом
упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения
делаются в медленном темпе.
- Гимнастику
желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
- Проводить
артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по
5-10 минут;
- Удерживать
артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
- Следить
за качеством выполнения упражнений;
- Желательно
выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
- Не
допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
- Если
упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
- Логопед,
воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого
упражнения.
- Всегда
хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Упражнения артикуляционной
гимнастики:
1. Лопаточка. Широкий
язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не
дрожал. Держать 10-15 сек.
2. Чашечка. Рот
широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не
касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3. Иголочка. Рот
открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в
таком положении 15 сек.
4. Горка. Рот
приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка
упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
5. Трубочка. Высунуть
широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
6. Часики. Высунуть
узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать
языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
7. Качели. Высунуть
узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать. Выполнить 10-15 раз.
8. Вкусное варенье. Высунуть
широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в
медленном темпе 15 раз.
9. Катушка. Кончик
языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним
коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь
рта. Проделать 15 раз.
10. Грибок. Раскрыть
рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю
челюсть, проделать 15 раз.
Но не только выполнение
комплекса артикуляционной гимнастики влияет на успешную коррекцию и развитие
правильного звукопроизношения. Важную роль отводят развитию мелкой моторики.
У мелкой
моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой,
зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что
развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге
речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при
стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает
активизироваться. Вот
например, Су-джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции,
помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых
трудностей детей дошкольного возраста.
Су-Джок терапия – достижения корейской медицины. Что означает название Су Джок? Су – это кисть, Джок –
стопа. Массажные шарики помогают воздействовать на биологически
активные точки и активизируют речевые отделы коры головного мозга.
Игры с колючими шариками
можно эффективно использовать в сочетании с проведением пальчиковых игр,
упражнений по автоматизации звукопроизношения, фонематического восприятия,
развития и формирования лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры,
развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).
Варианты речевых игр с использованием Су-джока.
1. Дифференциация звуков С – Ш (одновременно два
шарика катаем вверх - вниз, зажав вертикально ладонями, проговаривая
стихотворение):
Мышка сушки
насушила. Мышек в гости пригласила.
Мышки сушки
кушать стали. Мышки зубки все сломали.
2. Формирование фонематического восприятия.
Задания:
- Возьми в
руки столько красных шариков, сколько гласных в слове услышишь.
- Возьми
столько разных шариков, сколько раз услышишь (например, звук Ш).
- Если
данный звук отсутствует в слове, спрячь(зажми) шарик в руке.
-
Прокатывание шариком по написанной букве.
-
Прокатывание шарика по ладошке, как-бы прописывая заданную букву.
3. Развитие памяти, внимания и пространственной
ориентации
«Глазки
закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
«Слушай
и запоминай, повторяй и выполняй»
«Надень
колечко на мизинец правой руки (на безымянный левой руки и т.д.)»
«Возьми
«ёжика» в
правую руку и спрячь за спину» и т.д.
4. Слоговая структура слова.
«Шарик
катай- слова по слогам называй»
«Шарик
сжимай – словечко по слогам называй»
«Шарик по
дорожке прокати, слоги (слово) верно повтори»
5. Развитие и формирование лексико-грамматических
категорий (взрослый катает ребенку массажер и называет предмет. Ребенок ловит
колючий мячик, сжимает его в руке. Затем обратно катит взрослому, называя
предмет в нужной грамматической категории: во множественном числе, в ласковой
форме или подбирает слово-антоним и т.д.)
Эти занятия несложные и
интересные, поэтому ребёнок может выполнять их в любой обстановке. Ребёнок
постепенно становится уверенным в себе, самостоятельным, проявляя собственную
инициативу. Занимайтесь с ребенком каждый день, и вы станете замечать, что
движения у вашего ребенка становятся точными и скоординированными, а речь
становится понятней и грамотней.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 14.10.2022