Открытое занятие на тему "Перелетные птицы"

01.04.2022

МБДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

 

Конспект логопедического занятия

для детей старшей группы с использованием интерактивных средств обучения.


Тема: «Перелетные птицы»

 

Подготовила и провела

                                                                              учитель – логопед

                                                                                высшей категории

                                                                      Омарова Г.З.

Конспект логопедического занятия

для детей старшей группы

с использованием интерактивных средств обучения.

Тема: «Перелетные птицы»

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Тип занятия: занятие по изучению нового материала о весне, перелетных птицах, усвоение новых знаний.

Задачи.

Интеграция: ОО «Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»

Цель: Обобщить и углубить знания детей по теме «Перелетные птицы». Продолжать знакомить детей с характерными внешними признаками птиц. Учить различать птиц на слух. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение. Развивать лексико-грамматический строй речи по данной теме, учить практически употреблять простое распространенное предложения и предложно-падежных конструкций. Способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать у детей любовь к природе, птицам, бережное, заботливое отношение к ним, дружеские отношения, чувство коллективизма.

Коррекционно-образовательные задачи:

Образовательные:

 - продолжать знакомить с характерными признаками весны;

 - закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период;

 - расширять представление об особенностях внешнего вида;

- продолжить формировать у детей представление о разнообразии мира птиц, их отличительных признаках;

- активизировать словарный запас детей по теме, познакомить с новыми словами (клин, вереница, стайка, вожак, скворечник) и их лексическим значением;

- совершенствовать грамматический строй речи детей (образование прилагательных от существительных, глаголов и наречий).

 

Коррекционно-развивающие задачи:

      - развивать интерес к природе, жизни птиц;

     - развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

     - учить понимать образный смысл загадок;

- развивать связную речь детей с помощью приемов мнемотехники;

- развивать диалогическую речь детей;

- развивать общую и мелкую моторику детей, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

     - воспитывать чувство любви к родной природе;

     - воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

- воспитывать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

1. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.

2. Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями.

3. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы.

4. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь н6а свои знания и умения в различных видах деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, сюжетные картинки с изображением птиц, материал для изготовления коллективной работы, скворечник.

Программное содержание:

 Закрепить представления о перелетных птицах;

 Продолжать формировать умения отгадывать загадки о птицах;

 Формировать умение узнавать птиц по силуэту, по манере пения;

 Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире;

 Развитие свободного общения друг с другом;

 Создать у детей радостное настроение;

Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.

Оборудование:

 (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.):

1. Демонстрационный материал «Птицы», мольберт.

2. Звуковая фонограмма явление природы, пение птиц.

3. Картина о весне.

4. Картинки с изображением перелетных птиц.

5. Мультимедийная презентация

6. презентация «Перелетные птицы»

7. Материал для изготовления коллективной работы, скворечник. Обручи.

 8. Карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц.

9. Кормушка, корзинка с кормом, скворечник.

Предварительная работа: беседа о зимующих и перелетных птицах, разучивание стихов, прослушивание голосов птиц, изготовление скворечника.

 

План занятия:

Структура

Этапы занятия

Время проведения

Вводная часть

1.     Организационный момент

2.     Сообщение темы

3.     Игра по теме

5 минут.

Основная часть

1.     Беседа по теме

2.     Загадки по теме

3.     Просмотр презентации «Перелетные птицы»

4.     Физкультминутка

5.     Первичное закрепление

15 минут.

Заключительная часть

Итог занятия: обобщить полученные знания.

5 минут.

Время проведения занятия: 25 минут

Продуктивная деятельность:

установить новые скворечники, кормушки во дворе детского сада во время прогулки.

 

Ход.

 

Дети садятся полукругом.

Учитель - логопед: Светает рано по утрам

                                  Проталины и тут, и там,

                                  Ручей шумит как водопад

                                  Скворцы к скворечникам летят.

                                  Звенят под крышами капели

                                  Медведь с еловой встал постели,

                                   Всех солнышко теплом ласкает,

                                   Кто это время года знает? (весна)

Учитель – логопед: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать, первых птиц в гости ждать. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте это проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки.

Игра «Доскажи словечко»

- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

- что в небе легкое, белое, пушистое? (облака)

- что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)

- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

- весной он тает, оседает, плачет? (снеговик)

- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

- весной она капает, звенит, поет? (капель)

- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

Слайд№2

Учитель - логопед: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. А вы, рады весеннему солнышку?

Солнышко, ребята, давайте позовем,

Пусть согреет нас оно своим теплом.

Дети исполняют закличку «Солнышко».

                                Солнышко, солнышко,

                                Выгляни на бревнышко,

                               Там детки сидят, на тебя глядят.

Им в поле бежать, им весну встречать

Слайд№3

Учитель - логопед: С давних времен люди с уважением и восхищением относились к птицам. Ведь птица может парить в небе, а люди всегда мечтали летать как птицы.

В апреле во всем мире отмечают Международный день птиц. Ведь они славят весну. Мы, ребята, поздравляем вас с праздником птиц, желаем вам весеннего настроения.

Слайд№4

Что значат для нас птицы?

Птицы - это песнь и полет.

Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.

Песни на Земле звучат круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покровители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через море и пустыню.

Птицы - дети радуги. Их оперение настолько разнообразно, что переливается всеми цветами радуги.

Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы радуют нас не только своим красивым внешним видом, великолепным пением, но и приносят огромную пользу людям, природе. Птицы - верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов от вредных насекомых.

Слайд№5

К примеру ДЯТЛА называют лекарем леса. Доставая из - под коры дерева насекомых – паразитов, он приносит большую пользу деревьям. Также дятел может предвещать смену погоды: если дятел стучит о сук в погожий день – будет дождь.

Слайд№6

 Или вороны кружатся в воздухе – будет снег. Вороны раскаркались всей стаей – к морозу. Птицы сидят на земле – к оттепели.

Птицы - это тайна и красота. О них сложены стихи и песни, легенды и сказки.

-Ребята, а как вы думаете, что случится, если вдруг их не станет?

- Умолкнут поля, леса, степи.

- Расплодятся вредные насекомые, опустошат сады, поля.

- Сорняки засорят всю землю.

- А чтоб этого не случилось, мы должны охранять птиц.Хочу такой сайт

- Птицы взяты под защиту Закона. Особо редкие птицы занесены в Красную книгу. Но чем же могут помочь птицам дети?

(Ответы детей)

Покажись нам, солнышко, посвети немножко,

                         Посвети немножко, просуши дорожки!

                         Приближается весна. солнце светит ярко.

                         И бегут ручьи, звеня. скоро будет жарко!

-Какие же птицы прилетают к нам из теплых стран?

Слайд№7

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать: 

 

Загадки

Что за весенняя черная птица                    Всех перелетных птиц всех черней

Трактору чуть ли не на нос садиться?       Чистит пашню от червей

Кто нам за плугом носится вскачь?            Целый день по пашне вскачь

Ну конечно это ... (грач).                              И зовется птица (ГРАЧ)

Слайд №8

Прилетает к нам с теплом.                            Угадайте, что за птичка

 Путь, проделав длинный.                             Темненькая невеличка,

 Лепит домик над окном                                Беленькая с живота

Из травы и глины ... (ласточка)                     Хвост развернут в два хвоста

  Слайд №9

Дом без окон, только вход есть да балкон            На шесте дворец

В дом забраться нелегко, он над нами высоко      Во дворце жилец,

Ни ступенек, ни крыльца                                         А зовут его(СКВОРЕЦ)

Для кого ж он? Для … (скворца)

Слайд №10

Что за птица? Никогда                               Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.                        Для птенцов не вьет гнезда

 Соседкам яйца оставляет                          (КУКУШКА)                                              

И о птенцах не вспоминает (Кукушка)

   Слайд №11                                                      

Учитель - логопед: Молодцы, ребята. А ранней весной к нам прилетают перелетные птицы – грачи, соловьи, ласточки, грачи. Прилетают и вьют себе гнезда.

Так грачи и соловьи вьют гнезда весной из веточек и соломы и откладывают в них яйца, из которых потом вылупляются птенцы.

Слайд №12

Ласточка лепит гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов и могут каждый год возвращаться именно в тот дом.

Слайд№13

Кукушка не вьет гнезда. Она откладывает яйца в чужие гнезда, а перед этим одно из находящихся в гнезде яиц забирает. Проходит это очень быстро и подмена не обнаруживается. Птенцов кукушки растят другие птицы.

О птенцах не вспоминаю, все летаю и летаю.

Посижу я на суку, покричу: ку-ку, ку-ку.

Я в чужие гнезда яйца оставляю без стыда,

Потому, что я – кукушка, никогда не вью гнезда.

 

Учитель – логопед: Ребята, хотите поиграть вместе со мной? Выходите, детки, на лужок и быстрее делайте кружок.

Дети выходят в центр зала и становятся в круг.

Учитель - логопед: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Проводится игра "Грачи летят".

Дети становятся в круг, грач (ребенок в шапочке грача) ходит внутри круга и произносит свои слова:

Грачи летят, на всю Русь трубят:

"Чу - чу- чу - мы несем весну!"

"Гу-гу-гу - не догнать никому!"

"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.

Пчелы летят, гудят, бурчат:

"Жу-жу-жу - медову несем сыту"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Поросята летят, полосаты визжат:

"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!

Если кто-то из детей ошибается и машет руками, то ему говорят:

"Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите уму-разуму учитесь!

Игра продолжается.

Синицы летят, на всю Русь кричат:

"Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Комары летят, кричат, пищат:

"Ду-ду-ду - не уйти никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Медведи летят, толстопяты рычат:

"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"

Учитель - логопед: Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.

Учитель - логопед: А теперь, я хочу узнать насколько вы внимательные, поиграем в игру «Прилетели птицы»

Слайд№14

Игра «Назови кто лишний. Прилетели птицы»

1.     Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (муха – насекомое).

2.     Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3.     Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, стрижи

Молодцы, ребята.

Физкультминутка (надеть детям шапочки)

Подвижная игра «Птички, в гнездышки»

Слайд№15

Пойка, подпевайка. Прилетела стайка:

Эта птичка – воробей, эта птичка – соловей,

Эта птичка – скворушка, пестрое перышко,

Ну, а это – коршун злой. Птички, птички, все домой!

Птички полетели, крыльями махали

На деревья сели. Вместе отдыхали.

Молодцы, ребята. Ну, а теперь нам предстоит прибить наши скворечники во дворе детского сада. Птицы будут радовать нас своим пением, а мы будем их подкармливать.

Слайд№16

Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить.

Но вы должны помнить:

Что птиц, ребята не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Зимою птицам помогать, их жалеть оберегать.



Самоанализ занятия

«Перелетные птицы»»

Структура занятия

Этапы занятия

Время проведения

Вводная часть

4.     Организационный момент

5.     Сообщение темы

6.     Игра по теме

5 минут.

Основная часть

6.     Беседа по теме

7.     Загадки по теме

8.     Просмотр презентации «Перелетные птицы»

9.     Физкультминутка

10. Первичное закрепление

15 минут.

Заключительная часть

Итог занятия: обобщить полученные знания.

5 минут.

Время проведения занятия: 25 минут

Продуктивная деятельность:

установить новые скворечники, кормушки во дворе детского сада во время прогулки.

Занятие организовано: в форме игры.

Участники игры: дети, учитель - логопед.

Была проведена подготовительная работа.

Детей знакомила с устным народным творчеством (стихами о весне) загадками про птиц, пение птиц, изготовили кормушки и скворечник.

Рассматривали презентацию: «Перелетные птицы»

Играли в игры:

Игра «Доскажи предложение».

Игра "Грачи летят".

Игра «Назови, кто лишний. Прилетели птицы».

Подвижная игра «Птички, в гнездышки!».

Формулировка цели и задач конкретная и соответствует возрасту.

Условия проведения занятия соответствуют санитарно-гигиеническим, функционально-педагогическим требованиям.

Были использованы ТСО: проектор, компьютер, аудиозаписи с пением птиц.

Непосредственная образовательная деятельность: была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности: (коммуникативной, игровой, продуктивной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

В процессе деятельности были использованы: подвижные игры для снятия мышечной усталости.

Занятие по своей структуре построено таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Со вниманием и интересом дети узнавали, про птиц, которые прилетают к нам весной, и остаются греться в наших краях. Увлеченно и вдумчиво смотрели на картинки (все птицы были на слайдах в презентации и использовались сюжетные картинки). Я учитывала индивидуальные особенности детей, и их возраст.

Методы и приемы обучения: (игра, вопрос-ответ, ответы-повторения) обеспечили мотивацию деятельности и мое сотрудничество с детьми. Все дети были включены в разные виды деятельности (игровая, коммуникативная, продуктивная).

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, продуктивной деятельности, игр.

Цель занятия достигнута в процессе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тематический принцип реализации занятия позволил ввести культурные компоненты.

Уровень достижения цели образовательного, развивающего, воспитательного аспектов выше среднего

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.11.2022

Дата обновления: 10.11.2022

Дата публикации: 01.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».